Административно-политические реформы в Киевском государстве при князе Владимире Святославиче. Место Владимира Великого в истории Украины
Наивысшего подъёма Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича. Оно стало одним из наиболее могущественных европейских государств, существенно влиявшим на международные отношения. И одной из важнейших мер, к которой прибегнул Владимир, чтобы достичь этого, было провозглашение в 988 г. христианства государственной религией. Правда, христианство утверждалось на землях восточных славян на протяжении продолжительного и сложного периода, начавшегося задолго до княжения Владимира и длившегося после него.
Одной из главных задач, вставших перед князем в начале его пребывания на киевском княжеском столе, было удержание свыше 20 различных племен и народностей, как славянских, так и неславянских, под властью Киева.
На протяжении 981-984 гг. Владимир укротил восставших вятичей, радимичей, установил для них дань “от рала”, также присоединил города Червенской Руси — Червень, Белз, Перемышль, принадлежавшие ляхам (так уже в те времена называли поляков), и земли ятвягов, живших между Неманом и Западным Бугом. Этим завершилось объединение земель в составе Киевского государства, границы которого уже простирались от Карпат на западе до Волги на востоке, от Новгорода на севере до Чёрного моря на юге.
Владимира беспокоила печенежская угроза, и он постоянно размышлял о способах её предотвращения. Всё больше склонялся к тому, чтобы создать на юге Руси эффективную оборону, выстроить на Стугне, Суде, Трубеже ряд крепостей и разместить в них военные гарнизоны.
Для приведения в порядок внутренней жизни князь Владимир провёл реформы: административную — ликвидировал племенные княжения, поделил всю страну на восемь округов, округа — на волости, во главе которых поставил доверенных лиц или своих сыновей; военную — заменил племенную организацию войска феодальной — службой за право владеть земельной собственностью; оборонную — осуществил строительство крепостей-укреплений вокруг Киева, ставших опорными пунктами в борьбе против печенегов; судебную — стремился разграничить епископский и градский суды; вёл широкое градостроительство — основал новые города: Владимир на Волыни, Василев на Киевщине; религиозную — на первых порах стремился упорядочить систему языческих верований в своём государстве. Но убедившись в невозможности таким образом объединить государство и ввести единый культ, решил принять христианство византийского обряда.
Во времена правления Владимира Святославича Киевское государство достигло кульминации в своём развитии, стало одним из могущественных европейских государств, существенно влиявшим на международные отношения.
Фигура Владимира выделяется среди прочих властителей Руси не только выдающимися способностями создателя государства, но и поразительной внутренней способностью к самосовершенствованию, благодаря чему полностью изменились его поведение, характер, представление о нравственных ценностях, образ жизни. Вне сомнения, тонкий ум политика подсказал ему необходимость проведения реформ для укрепления государства, а мощная воля воплотила их в жизнь. Как талантливый полководец он расширил границы Руси в западном направлении. Дальновидность дипломата позволила ему развивать отношения со странами Центральной и Западной Европы. И уже этого достаточно, чтобы войти в историю Владимиром Великим. Но величайшее дело Владимира — введение христианства как государственной религии.
|