Политика российского самодержавия относительно Украины во второй половине 19 в.
Несмотря на преследования со стороны царского правительства, украинское национальное движение в конце 60-х гг. продолжало развиваться. В Петербурге возникла Украинская громада с участием Н. Костомарова, В. Белозерского, Т. Шевченко, П. Кулиша, выходил первый украинский журнал “Основа”. Студенты, молодая интеллигенция Киева также организовали громаду. Национальное движение распространилось и на Полтавщине, Черниговщине, Харьковщине, Одесщине. Официальная власть делала всё для того, чтобы подавить любые проявления украинского национального духа. В 1863 г. министр внутренних дел Валуев издал тайный циркуляр о запрете украинских научных, религиозных и педагогических публикаций. Общины были распущены. Прекратил существование журнал “Основа”. Выражение в том циркуляре, дескать, и самого украинского языка <не было, нет и быть не может”, откровенно выражало антиукраинское направление всей внутренней политики царского правительства в Украине.
Валуевский циркуляр нанёс огромный вред развитию украинского национального движения. Лишь в начале 70-х гг. благодаря некоторому послаблению цензуры В. Антонович со своими единомышленниками восстановил работу Киевской громады. Приобретя русскоязычную газету “Киевский телеграф”, члены громады превратили её в свой печатный орган. Важным событием стало основание в 1873 г. в Киеве Юго-Западного отделения Российского географического общества. Вскоре, однако, преследование со стороны правительства усилилось. Александр II по заключениям специальной комиссии запретил публикацию украинских книг, использование украинского языка, преподавание его в начальной школе, деятельность громад. Все эти полицейские мероприятия были сведены в специальный указ, который царь подписал в мае 1876 г. в г. Эмс (Германия).
Эмский указ положил конец надеждам украинофилов на возможность легальной культурнической деятельности в условиях самодержавия. Перейдя на нелегальное положение, громадовцы старались использовать любые возможности для развития национального движения, в том числе путём открытия своих представительств за границей. Именно с этой целью в Швейцарию отбыл М. Драгоманов. В Женеве он создал кружок в составе С. Подо-линского, Н. Зибера, Д. Вовка. На средства киевской организации он начал издавать журнал “Громада”. Но, поскольку это издание всё больше склонялось к социальному радикализму. Киевская громада, неуклонно придерживавшаяся культурно-образовательной ориентации, с 1886 г. отказалась его финансировать.
В первый же год своего вступления на престол (1881 г.) новый российский царь Александр III решил внести некоторые изменения относительно национального вопроса в Украине. Министерство внутренних дел разослало в губернии Украины “разъяснение” Эмского указа. К ранее разрешённым для печатания на украинском языке произведениям художественной литературы и исторических документов прибавили ещё и словари, но требовалось всё это печатать обязательно российской азбукой. А впрочем, сам указ силы не утратил. Время от времени поступали новые тайные распоряжения против украинского языка. В 1892 г. специальным приказом “в целях сугубо государственных” цензорам напомнили о недопустимости разрешения печатать украинский перевод любого российского произведения. В 1894 г. было напомнено о запрете импорта украинских книг. С 1895 г., независимо от содержания, запрещалось печатать украинские детские книги для чтения.
Следовательно, национальная политика царского правительства во второй половине 19 в. в целом оставалась реакционной, в частности антиукраинской по своей направленности. Однако, вопреки политической реакции, преследованиям, запретам и ссылкам в украинском обществе вызревали новые идеи, прежде всего в среде передовой интеллигенции, мечтавшей об освобождении украинской нации.
|