Национальная
культура и национализм
В публицистике и научно-популярной литературе нередко
неправомерно отождествляются понятия этнической и национальной культур. Однако,
источник этнической связи людей – общность генетических характеристик и природных
условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой.
Нация – более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на
протяжении всей мировой истории, то нации формируются уже в период Нового и
даже Новейшего времени.
Хотя нация по праву считается одним из важнейших политических,
хозяйственных и культурных феноменов Х1Х и ХХ в., определение ее сущности и
понимание природы национализма оказалось сложной теоретической задачей. После
того как в середине ХIХ – начале ХХ вв. национализм во многом сформировал облик
Западной Европы и структуру межгосударственных отношений, его волна “накрыла”
в 50 – 70-х гг. “третий мир”, а в заключительное десятилетие ХХ в. привела к
дезинтеграции системы социализма и ведущей страны этой системы – Советский Союз.
Живучесть, влиятельность и широта распространения национализма в конце ХХ в.
оказалась неожиданной для исследователей, что привело к выдвижению новых различных
подходов в его анализе. Хотя особое внимание уделяется обычно изучению влияния
национализма на политический облик нации, на межгосударственные отношения и
на экономическое развитие, широко признано, что во всех этих аспектах существенную
роль играют и культурные факторы.
Три подхода к социокультурным аспектам национализма
В рассмотрении социокультурных аспектов национализма выделяется
три основных подхода.
Согласно формалистической концепции
национальная общность возникает через самоутверждение народа, обладающего
специфическими сходными характеристиками в языке, верованиях, представлениях,
историческом опыте, поведении и т.п. Культурное обоснование национализма неизменно
дополняется утверждением государственной общности.
Такого рода концепции зачастую создаются
как описание и перечисление тех или иных черт данного народа - неизменно положительных
– в идеологических построениях, которые имманентно ему присущи и отличают его
от других народов.
При более внимательном рассмотрении выяснилось,
что каждая из характеристик, которая считается присущей данной нации в целом
и отличающей ее от других, лишь очень условно выполняет такую роль. Так, существуют
заметные диалектические различия даже в литературном арабском языке (иракский,
египетский, йеменский и т.д.), не говоря уже о том. что разговорные языки
значительно отличаются друг от друга. Далеко не все арабы являются мусульманами,
а соответственно многие мусульманские народы не имеют никакого отношения к арабам.
Историческое наследие разных арабских стран очень отличается друг от
друга. Все это вместе взятое свидетельствует об условности термина “арабская
нация”, что дало основания говорить о “страновом” или “государственном” национализме
среди арабов, равно как и других народов (египетский, сирийский, иорданский,
суданский, алжирский и т.д.).
Тем не менее, на уровне общественного сознания,
популяризирующего выражение, как в политической, так и в художественной культуре,
довольно сильно звучат утверждения общеарабского единства. Это проявляется большей
частью в тех ситуациях, когда возникает противопоставление “арабского мира”
остальному миру или какой-либо его части. Так происходит, например, в отношениях
арабских стран с Западом или Израилем, хотя и здесь возникают самые различные
ситуации.
Не оправдывается и положение, весьма популярное
в националистических идеологиях, что нация формируется на основе “общего характера”,
менталитета, исторического опыта и т.д. Как мы знаем, культура всякого
сложного общества полиморфна, и в одном и том же народе можно
найти самые различные проявления. Тяготение к общим представлениям и поддержание
единства – продукт особых условий и обстоятельств, относящихся к тому довольно
позднему периоду мировой истории, когда и формируются нации.
Релятивистские концепции предполагают,
что идентичность этноса или нации формируется всегда по отношению к некоторому
внешнему фактору: ощущение угрозы со стороны некой этнической группы в конкуренции
за доступ к ресурсам, за власть, за территорию. Видные исследователи-социологи
отвергают культурологическую концепцию этничности или нации как миф. Как они
полагают, культурные характеристики - не столько объективные факторы, сколько
конструкции, стимулирующие чувства идентичности которые объединяют данную
группу и легитимизирующие ее требования. Таким образом, идентичность детерминирована
интересом данной общности, это средство или стратегия в борьбе за социально
значимые ресурсы и привилегии. При помощи этой стратегии достигается консолидация
ранее аморфной общности, производится ее мобилизация па достижение общих целей
– или же целей, выдаваемых за общие. Естественно, что такие требования формируются
в оппозиции по отношению к инонациональной группе населения, либо занимающей
господствующее положение, либо оказывающейся в численном меньшинстве.
Согласно релятивистскому подходу, нация возникает
и формируется, прежде всего, как продукт самосознания и воли к единству, а черты
культурной общности и специфичности создаются в процессе налаживания национального
сотрудничества и взаимодействия. Поэтому культурные характеристики могут возникать
или утрачиваться, усиливаться или ослабляться в зависимости от степени налаживания
внутренних связей и от ситуации взаимодействия нации с внешним миром. Воля к
утверждению национального единства направлена не только на изживание внутренних
конфликтов и локальных ограничений, но прежде всего на укрепление могущества
нации перед лицом ее соседей и мировых соперников. Поэтому естественным спутником
национализма является война
Также и государство трактуется сторонниками релятивистской
концепции как, прежде всего институт, утверждающий совокупную волю данной нации
и представляющий ее интересы в отношениях с другими народами.
Однако релятивистский подход еще не дает возможности
объективного социологического выявления содержания процессов национальной консолидации.
Что позитивного заключает в себе национализм, столь очевидным образом
нарушающий интересы других национальных групп? Почему культурно-идеологические
факторы играют столь большую роль в утверждении национальной консолидации? Более
содержательные ответы на эти вопросы дает культурно-коммуникативный подход.
Культурно-коммуникативный подход
к национализму основан на выявлении значения факторов коммуникационного
единства, возникающего в обществе в ходе интенсивного хозяйственного развития,
сопровождаемого ростом городов, развитием образования, ростом грамотности, распространения
книгопечатания и периодических изданий. Именно усиление интенсивности коммуникаций
приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как
художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями,
словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения,
преодолению внутренних границ, различий между хозяйственно специфическими
регионами, коренным и пришлым населением. Напротив, возникает общий рынок
и общее государство, а значит, и постоянное общение, всеобщая заинтересованность
в друг друге. Для этого и нужно расширение образования и общий язык, достаточно
разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всего
народа. Язык и становится важнейшим средством, как дифференциации культуры,
так и ее национальной интеграции. Так, во Франции на протяжении нескольких веков
центральное правительство предпринимало энергичные меры для утверждения единого
языка на основе парижского диалекта и подавления всех других диалектов.
Еще кардинал Ришелье в середине ХVII в. основал Французскую академию, вменив
ей как главную обязанность заботу о “здоровье французского языка, цемента
единства нации”. Во время французской революции и при Наполеоне были развернуты
массовые гонения на местные наречия во имя торжества унифицированного языка.
Но и в наше время, уже в 1994 г. французское правительство вводит законы, запрещающие
чрезмерное использование иностранных терминов или выражений, их введение, если
существует французское слово, имеющее тот же смысл. Аналогичные требования выдвигают
многие национальные движения в других странах, добивающиеся консолидации
своей нации.
Национальная
культура
Конечно, чрезмерная настойчивость в борьбе за чистоту
языка может привести к его обеднению или созданию искусственных терминов, создающих
ограничения в межкультурном взаимопонимании. Национальная культура не может
ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное
развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных
ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты
субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными
и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение
единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее
из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие
культурные признаки, отличающие данную нацию.
Еще на этническом уровне культура, как мы
видели, способна вместить в себя различия по типу бинарности: высокий – низкий,
мы – они, близкий – далекий и т.д. Эти различия предполагают друг друга, они
могут лишь подвергаться изменению в их соотношении, степени влияния на ситуацию,
на власть и т.д. В национальной культуре возникает уже более сложная дифференциация,
доходящая до противоречий, соперничества и борьбы за преобладание. Различные
тенденции могут находиться в напряженном противостоянии, что может привести
не только к интенсивной полемике в идейной области, но и к прямым столкновениям,
если культур” переплетается с политикой и хозяйственными факторами.
Особенность национальных культур
В каждом развитом обществе существует несомненное
противоречие между городом и деревней, что выражается в значительном
различии их культур. Хорошо известны классовые различия в культуре. Проблема
развития всегда представала как наличие альтернатив, в которых переплетались
политические, социальные и культурные факторы. Существуют и различия между этническими
и субэтническими вариантами в рамках каждого общества, между коренным
населением и пришлым и т.д. Характерной особенностью национальных культур является
их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам. Каждая
нация включает в себя различные профессиональные, социальные, демографические
и этнические компоненты.
|