Тем не менее, в каждой зрелой нации существуют
механизмы, сдерживающие чрезмерное разрастание междоусобиц и внутренних конфликтов.
Такую роль выполняют как экономические механизмы (рынок), так и политические
(государство). Одно хорошо известно, что и рынок, и государство могут оказаться
оружием в руках истиной нации, ее господствующего класса или территориального
региона. В этих случаях остается действенной сдерживающая и объединяющая роль
культуры – духовной и светской.
В истории и современности хорошо известны состояния,
когда именно культура оказывалась “слабым звеном” и размежевание по культурному
признаку становилось в условиях слабости других интеграционных факторов силой,
приводящей к расколу общества. Тогда возникали гражданские войны в Англии, Германии
и Франции в XVII в., происходил распад Османской империи и Австро-Венгрии в
начале ХХ в., разгорелась гражданская война в распавшейся Российской империи,
а в конце ХХ в. – распад Советского Союза, Югославии, Чехословакии.
И наоборот, культурное единство, ощущаемое различными
территориями Германии, оставшейся разъединенной по решениям Венского конгресса
в 1815 г., способствовало политике ее объединения, завершившегося в 1866 г.,
а и 1870 г. завершилось объединение Италии. Результатом второй мировой войны
стало разделение Германии, но в конце этого века страна вновь воссоединилась
под воздействием культурных факторов в дополнение к экономическим.
Национальное единство Германии утверждалось через
сложные процессы культурной и политической интеграции, проходя через этапы воинственного
самоутверждения, выразившегося в апологии превосходства “немецкого духа” над
культурой других народов, что способствовало активному вовлечению Германии в
первую мировую войну, а затем привело к утверждению крайней формы агрессивного
национализма в расистской форме в период нацистского режима, закончившегося
военным разгромом Германии.
Невозможность утвердить бесспорную детерминированность
национальной идентичности тем или иным фактором заставила принять более диалектичную
формулу: национализм формируется в результате взаимодействия в ситуации борьбы
против ощущаемого угнетения или зависимости. Тем самым как этничность, так и
национальная идентичность становились ситуационно релятивным началом. Индивид
или группа могут принуждаться к национальности – границами, паспортом, официальным
языком, признанной религией, системой внедрения лояльности, принятия “клятв”,
“присяги” и т.п. Эта система может быть направлена на насильственную дискриминацию
части своего населения, которое только после таких мер “вспоминает”, что оно
относится к евреям, русским, осетинам, сербам или хорватам.
Вхождение этносов в нацию не означает усвоения
ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру
нации, образуя свою субкультуру. Только с помощью конкретного анализа можно
узнать, какие черты национальной культуры восприняты субкультурой данного
этноса и каким образом осуществляется интеграция нации в целом.
|