Архитектура и изобразительное искусство второй половины 17 - 18 в.
Во второй половине 17 - 18 в. в архитектуре и изобразительном искусстве на украинских землях получил распространение барокковый стиль. На Правобережье барокко развивалось на основе европейской традиции. В европейском барокковом стиле выполнены Успенский собор Почаевской лавры, церковь св. Юра во Львове. Что же касается Гетманщины и Слободской Украины, то здесь под влиянием канонов древнерусского каменного строительства и традиций деревянного народного конструирования сформировался оригинальный вариант барокковой архитектуры, получивший название украинского, или казацкого, барокко. Украинское барокко отличалось от западноевропейского большей взвешенностью, умеренностью в декоративности, спокойствием форм.
Жемчужинами этого национального стиля стали Покровский собор в
Харькове (1689 г) Георгиевский собор Выдубицкого монастыря в Киеве 11696—1701 гг.), церковь Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1696—1698 гг.). Троицкая церковь в Густыне (1674—1676 гг.). Екатерининская в Чернигове (1710г.), Преображенская в Великих Сорочинцах (1732 г.). Барокковые черты приобрели жемчужины древнерусского зодчества: Софийский и Михайловский Златоверхий соборы в Киеве, Успенская церковь Киево-Печерской лавры.
Национальные особенности украинской архитектуры проявились в жилых и общественных сооружениях: здание полковой канцелярии — т. наз. дом Лизогуба (конец 17 в.), трапезные палаты Троицкого монастыря в Чернигове (1677 г.) и Выдубицкого монастыря в Киеве (1696-1701 гг.).
Известными украинскими архитекторами того времени были И. Григорович-Барский (Покровская и Набережно-Никольская церкви на Подоле в Киеве) и С. Ковнир [ Ковнировский корпус (1721—1772 гг.) и колокольня на Дальних пещерах (1754—1761 гг.) в Киево-Печерской лавре].
С вершинами барокковой книжной графики конца 17 — начала 18 в. связаны три выдающиеся в истории украинского' искусства фигуры — Александра и Леонтия Тарасовичей и Ивана Щирского. Перу этих трех мастеров принадлежит огромное количество первоклассных с точки зрения рисовальной техники и барокковых по типу образного мышления графических произведений, преисполненных символического содержания и пышной аллегорической театральности.
В отличие от графики, украинская иконопись приобщалась к стилю барокко сдержаннее. Усиление живописного начала в.трактовании ликов святых, связанное с проникновением в икону элементов западноевропейской живописной традиции, больше ощущалось в творчестве галицких и волынских мастеров. Среди них в последней четверти 17 в. выделялась такая фигура" из художественного центра г. Жолквы, как Иван Руткович (умер в 1703 г.). На Волыни в то же время в сходной, скажем так, прозападной манере работал Иов Кондзелевич из Жолквы, монах Бело-стоцкого монастыря под Луцком. А вот в Гетманщине усвоение европейских живописных канонов носило поверхностный характер, тогда как сама иконопись и в дальнейшем опиралась на руську живописную традицию. В иконопись широким потоком вливались народные мотивы и образы. Святые уподоблялись украинским дедам и молодым парубкам. На иконах мы видим и казаков со своим гетманом и запорожцев с атаманом, мещан и крестьян.
В тот период углубился интерес к увековечению образа современника. Это заметно в изображениях запорожской старшины. Наиболее характерный пример этого типа — портрет В. Гамалии, значительного товарища Войска Запорожского. Он изображён в импозантной позе, в великолепно орнаментированном жупане с обязательным казацким атрибутом — саблей и, чтобы подчеркнуть свою родовитость, собственным гербом.
Оригинальным национальным явлением стали народные иконы — казацкие Покровы, на которых изображались казаки, старшина. Эстетические представления украинцев наиболее полно проявились в народной живописи — популярных картинах “Казак Мамай”, “Казак-бандурист”, воплощавших идеал свободного человека, который превыше всего ценит свободу.
|