Этнические
и националистические концепции
Первый этнолог
Есть все основания считать первым этнологом итальянского
философа и социолога Джамбаттисту Вико (1668-1744). Своей работой “Основания
новой науки об общей природе наций” он поднял философию истории на новую, высшую
для своего времени ступень и основал новое направление - психологию народов.
Не отрицая существования божественного начала, от которого, в конечном счете,
исходят законы истории, он полагал, что человечество в лице наций развивается
в силу своих внутренних причин. Как человек, родившись, до смерти переживают
три периода - детство, юность и зрелость, так и каждый народ в своем развитии,
от происхождения до гибели, проходит три эпохи - божественную, героическую и
человеческую. При этом он считал, что все народы развиваются параллельно. Государство
возникает в героическую эпоху как господство аристократии и превращается в демократию
в человеческую эпоху. В демократическом государстве торжествует демократия и
“естественная справедливость”. Все нации, по мысли Вико, и это положительная
сторона его учения, как варварские, так и культурные, какими бы огромными промежутками
места и времени они не отделялись, соблюдают три вечные и всеобщие обычая: религиозные
обряды, браки и погребения. С этих трех вещей начинается культура, утверждает
ученый. Каждый народ, достигнув зрелости, приходит к упадку. Затем наступает
новый круговорот. Так им была обоснована теория исторического круговорота, которая
оказала довольно сильное влияние на все последующее развитие философии истории.
Л.Н. Гумилев и С.М. Широкогоров
Так некоторые этнические и националистические концепции
(например, концепции Л.Н.Гумилева, С.М.Широкогорова) в своей основе имеют именно
натуралистическую модель. На натуралистической модели базируется и геополитика:
национальная судьба определяется борьбой за жизненное пространство, борьбой
за ресурсы.
Производство средств жизни это лишь незначительная
модификация добытых ресурсов. Богатство народов определяется не производством,
не культурой, а именно владением ресурсами. Эта идея разрабатывалась еще физиократами
(Кене, Тюрго), которые полагали, что "чистый продукт" может быть создан
только сельскохозяйственным трудом. Потом эта же мысль, претерпев существенные
трансформации, обнаружилась в идеологии германского национал социализма. Здесь
подчеркивалось, что только крестьянин и воин составляют соль нации, а интеллигенция
- это в сущности паразиты, захребетники. В этом же направлении мыслит и русский
национализм, тесно связанный с апологетикой сельскохозяйственного труда, деревенского
образа жизни. Более "мягкая" доктрина такого же по существу типа предстает
как "евразийство" (Л.Н. Гумилев называл себя последним евразийцем).
Концепция Трубецкого
"Познай самого себя" и "будь самим
собой" - это два аспекта одного и того же положения. Внешним образом истинное
самопознание выражается в гармонически самобытной жизни и деятельности данной
личности. Для народа это - самобытная национальная культура. Народ познал самого
себя, если его духовная природа, его индивидуальный характер находят себе наиболее
полное и яркое выражение в его самобытной национальной культуре и если эта культура
вполне гармонична, т.е. отдельные ее части не противоречат друг другу. Создание
такой культуры и является истинной целью всякого народа, точно так же, как целью
отдельного человека, принадлежащего к данному народу, является достижение такого
образа жизни, в котором полно, ярко и гармонично воплощалась бы его самобытная
духовная природа. Обе эти задачи, задача народа и задача каждого отдельного
индивидуума, входящего в состав народа, теснейшим образом связаны друг с другом,
взаимно дополняют и обусловливают друг друга.
Работая над своим собственным, индивидуальным самопознанием,
каждый человек познает себя, между прочим, и как представителя данного народа.
Душевная жизнь каждого человека заключает в себе всегда известные элементы национальной
психики, и духовный облик каждого отдельного представителя данного народа непременно
имеет в себе черты национального характера в различных, смотря по индивидууму,
соединениях друг с другом и с чертами более частными (индивидуальными, семейными,
сословными). При самопознании все эти национальные черты в их общей связи с
данным индивидуальным характером находят себе утверждение, и вместе с тем облагораживаются.
И поскольку данный человек, познавая самого себя, начинает "быть самим
собой", он непременно становится и ярким представителем своего народа.
Его жизнь, будучи полным и гармоническим выражением его осознанной самобытной
индивидуальности, неизбежно воплощает в себе и национальные черты. Если этот
человек занимается культурной творческой работой, его творчество, нося на себе
отпечаток его личности, неизбежно будет окрашено в тон национального характера,
во всяком случае, не будет противоречить этому характеру. Но даже если человек,
о котором идет речь, не будет участвовать в культурном творчестве активно, а
будет лишь пассивно усваивать результаты этого творчества или участвовать как
исполнитель в известной области культурной жизни своего народа, - даже и в этом
случае факт полного и яркого воплощения в его жизни и деятельности известных
черт национального характера (главным образом вкусов и предрасположений) непременно
будет способствовать подчеркиванию и усилению общего национального тона быта
данного народа. А быт есть то, что вдохновляет творца культурных ценностей,
что дает ему задачи и материал для творчества. Таким образом, индивидуальное
самопознание способствует самобытности национальной культуры, самобытности,
которая, как мы указали, является коррелятом национального самопознания.
Но и обратно, самобытная национальная культура
сама способствует индивидуальному самопознанию отдельных представителей данного
народа. Она облегчает им понимание и познание тех черт их индивидуальной
психической природы, которые служат проявлениями общего национального характера.
Ибо в истинной национальной культуре все такие черты находят себе яркое и выпуклое
воплощение, что позволяет всякому индивидууму с большею легкостью находить их
в самом себе, познавать их (через культуру) в их истинном виде и давать им правильную
оценку в общей бытовой перспективе. Гармонически самобытная национальная культура
позволяет всякому члену данного национального целого быть и оставаться самим
собой, пребывая в то же время в постоянном общении со своими соплеменниками.
При таких условиях человек может принимать участие в культурной жизни своего
народа вполне искренно, не кривя душой, не притворяясь перед другими или перед
самим собой тем, что он на самом деле никогда не был и не будет.
|