Место Запорожской Сечи в истории украинского народа. Ликвидация казацкой республики московским правительством в последней четверти 18 в.
Рост экономического могущества Запорожья, отсутствие крепостной зависимости и демократическое устройство казацкой республики беспокоили царское правительство, поэтому намерения окончательно разрушить Запорожье появились у российских верхов ещё в 60-х гг. 18 в. Правда, тогда осуществлению таких намерений препятствовали неопределенность а российско-турецких отношениях и шаткость положения в самой империи — дворцовые перевороты и смены императоров, крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва и т. п. Окончание русско-турецкой войны 1768—1774 гг., в результате которой Россия получила выход к Чёрному морю, подавление крестьянского восстания Пугачёва развязали имперским чиновникам руки и ускорили дело ликвидации казацкого устройства на Запорожье. Судьба казацкой республики и её столицы была решена 23 апреля 1775 г. на совете при императорском дворе.
4 июня 1775 г. войска генерала Текелия внезапно окружили Сечь-столицу, где стоял небольшой гарнизон, и потребовали его капитуляции. После бурного военного совета, сопоставив силы сторон (3000 запорожцев против 10 000 царского войска), казаки решили сложить оружие. На следующий день по приказу Текелия с Сечи были вывезены боеприпасы, артиллерия, скарбница (казна), клейноды и знамена, архив и т. д. Все строения на Сечи, кроме укреплении, разрушили, в частности 500 казацких мастерских и торговых зданий.
Военная операция по ликвидации Сечи предусматривала оккупацию всего Запорожья. Для достижения этой цели были привлечены огромные силы — до 100 000 вояк. Разделённая на несколько частей, российская армия на протяжении двух недель, с 25 мая до 8 июня 1775 г., полностью оккупировала запорожские земли. Очаг украинской государственности и свободолюбивого духа был уничтожен. 29 июня 1775 г. был издан сенатский указ, положивший конец надеждам казаков на возрождение Сечи. Запорожцам предложили записаться в крестьянское и мещанское сословия, а многих старшин подвергли преследованиям.
После того как Екатерина II ликвидировала гетманство в 1764 г. и окончательно уничтожила остатки Украинского гетманского государства. Запорожская Сечь оставалась единственным носителем украинской государственности, последним оплотом автономии на Украине, центром свободы, демократизма и национальной независимости, приютом для беглецов от крепостной зависимости, местом развитой экономики и прогрессивных фермерских форм хозяйствования, очагом свободолюбия, героизма, блестящего военного искусства. Запорожская Сечь до последнего дыхания боролась за государственные права и свои земли, на которые наступало царское правительство. Именно на Запорожской Сечи получил развитие и усовершенствовался тот особый физический и психический, духовный и интеллектуальный тип казака, который сформировался в Украине. Запорожский казак отличался высокими нравственно-этическими качествами, сильным чувством патриотизма, пониманием наивысшей ценности свободы и независимости, физической мощью, выносливостью и умением концентрировать энергию. Эти черты закрепились на генетическом уровне, повлияли на формирование всей украинской нации, её ментальности. Народ с глубоким уважением и любовью относился к запорожцам, которые вырастали в его глазах в символ мужества, человеческой чести и национального достоинства. В своих песнях и думах народ воспел запорожское казачество.
В Запорожской Сечи развилось самобытное, оригинальное, яркое, раз-ножанровое искусство. Культура Запорожья генетически тяготела ко всей украинской культуре, её источником были традиции украинского народа.
На Сечи развилось кобзарство, именно там возник танец “гопак”. Искусство Запорожской Сечи сильно повлияло на развитие искусства всей Украины и прочно вошло составной частью в духовную жизнь современной украинской нации.
|