Связь
между индивидуальным и национальным
самопознанием
Как видно из всего этого, между индивидуальным
и национальным самопознанием существует теснейшая внутренняя связь и постоянное
взаимодействие. Чем больше в данном народе существует людей, "познавших
самих себя" и "ставших самими собой", - тем успешнее идет в нем
работа по национальному самопознанию и по созданию самобытной национальной культуры,
которая, в свою очередь, является залогом успешности и интенсивности самопознания
индивидуума. Только при наличности такого взаимодействия между индивидуальным
и национальным самопознанием возможна правильная эволюция национальной культуры.
Иначе эта последняя может остановиться на известной точке, тогда как национальный
характер, слагающийся из отдельных индивидуальных характеров, изменится. В этом
случае весь смысл самобытной национальной культуры пропадет. Культура утратит
живой отклик в психике своих носителей, перестанет быть воплощением национальной
души и обратится в традиционную ложь и лицемерие, способные лишь затруднить,
а не облегчить индивидуальное самопознание и индивидуальную самобытность.
Если признать, что высшим земным идеалом человека
является полное и совершенное самопознание, то придется признать, что только
та культура, которая может такому самопознанию способствовать, и есть истинная.
Для того чтобы способствовать индивидуальному самопознанию, культура должна
воплощать в себе те элементы психологии, которые являются общими для всех или
для большинства личностей, причастных к данной культуре, т.е. совокупность элементов
национальной психологии. При этом воплощать такие элементы культура должна ярко,
выпукло, ибо, чем ярче они будут воплощены, тем легче каждому индивидууму познать
их через культуру в самом себе. Иначе говоря, только вполне самобытная национальная
культура есть подлинная, только она отвечает этическим, эстетическим и даже
утилитарным требованиям, которые ставятся всякой культуре. Если человек только
тогда может быть признан истинно мудрым, добродетельным, прекрасным и счастливым,
когда он познал самого себя и "стал самим собой", - то, то же самое
применимо к народу. А "быть самим собой" в применении к народу - значит
"иметь самобытную национальную культуру". Если требовать от культуры,
чтобы она давала "максимальное счастье большинству людей", то дело
от этого не меняется. Ведь истинное счастье заключается не в комфорте, не в
удовлетворении тех или иных частных потребностей, а в равновесии, в гармонии
всех элементов душевной жизни (в том числе и "потребностей") между
собой. Сама по себе никакая культура такого счастья дать человеку не может.
Ибо счастье лежит не вне человека, а в нем самом, и единственный путь к его
достижению есть самопознание. Культура может только помочь человеку стать счастливым,
облегчить ему работу по самопознанию. А сделать это она может лишь в том случае,
если будет такова, какою мы определили ее выше: вполне и ярко самобытной.
Национальная культура
Итак, культура должна быть для каждого народа другая.
В своей национальной культуре каждый народ должен ярко выявить всю свою индивидуальность,
при том так, чтобы все элементы этой культуры гармонировали друг с другом, будучи
окрашены в один общий национальный тон. Отличия разных национальных культур
друг от друга должны быть тем сильнее, чем сильнее различия национальных психологий
их носителей, отдельных народов. У народов, близких друг к другу по своему национальному
характеру, и культуры будут сходные. Но общечеловеческая культура, одинаковая
для всех народов, - невозможна. При пестром многообразии национальных характеров
и психических типов такая "общечеловеческая культура" свелась бы либо
к удовлетворению чисто материальных потребностей при полном игнорировании потребностей
духовных либо навязала бы всем народам формы жизни, вытекающие из национального
характера какой-нибудь одной этнографической особи. И в том и в другом случае
эта "общечеловеческая" культура не отвечала бы требованиям, поставленным
всякой подлинной культуре. Истинного счастья она никому не дала бы.
Таким образом, стремление к общечеловеческой культуре должно
быть отвергнуто. Наоборот, стремление каждого народа создать свою особую национальную
культуру находит себе полное моральное оправдание. Всякий культурный космополитизм
или интернационализм заслуживает решительного осуждения. Однако отнюдь не всякий
национализм логически и морально оправдан. Есть разные виды национализма, из
которых одни ложны, другие истинны, и только истинный национализм является безусловным
положительным принципом поведения народа.
|